Фильм «Август» – лесная охота
Делимся нашими впечатлениями от новой военной драмы «Август» режиссеров Ильи Лебедева и Никиты Высоцкого.
Дуэт также известен по истории «Союз спасения» и достойному просмотра фильму «Любовь Советского Союза». На этот раз экранизировался роман Владимира Богомолова – «В августе сорок четвертого», также известный под названием «Момент истины».
Первая попытка экранизации в 1975-м году у литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса провалилась. Не столько из-за критики автора книги, сколько из-за других проблем с продюсерами и одним из актеров, который не дожил до начала съемок.
Второй подход предприняли в 2000-м году. Белорусский фильм «В августе 44-го» Михаила Пташука до зрителей добрался. В нем тогда сыграли Евгений Миронов и Владислав Галкин, но и здесь писатель не поддержал экранизацию.
Следующая попытка поработать с текстом случилась уже на 5-серийном мини-сериале «Операция «Неман» с Александром Яценко в 2023-м году. Здесь уже создатели сами решили назвать свое творение не экранизацией, а постановкой по мотивам книги.
Владимира Богомолова уже нет в живых, чтобы он мог критиковать и новую адаптацию. Теперь ее авторы, напротив, больше благодарят самого писателя и его книгу как основной ориентир.
Российская индустрия кино, по традиции, является одной из сильнейших мире в жанре военных драм. На тему Великой отечественной войны были сняти тысячи картин и сериалов, продолжая советское наследие. При этом некоторые работы быстро забывали, а другие прославлялись в веках, как, например, фильм «Брестская крепость».
Активно в производстве военных картин участвовали и кинематографисты из Беларуси. В хранилищах киностудий имеются сотни образцов всевозможной техники и даже самолетов, оружия, костюмов для работы в таком жанре. Тем не менее, каждая новая работа оказывается вызовом, пытаясь достоверно смоделировать конкретный этап конфликта.
На данном этапе истории, по сути, российским кинодеятелям в историческом кино приходится конкурировать со своими коллегами, а не с зарубежными, где внимания жанру уделяют все меньше, т.к. производство такого проекта – процесс недешевый, а сборы непредсказуемы.
Также в России гораздо лучше организована государственная поддержка съемок данных фильмов, которая позволяет снимать их гораздо чаще, пока в западном кино крайней известной работой жанра остается картина «На Западном фронте без перемен», тоже снятая по книге, но уже Ремарка.
Смотреть наше историческое кино гораздо приятнее и интереснее, чем тот же новый «пустой» комедийный боевик «Одна битва за другой» с Леонардо ДиКаприо, где продюсеры, похоже, больше отрабатывали дорогостоящий заказ американской демократической партии, а не пытались снять интересное кино для зрителей.
К 2025-му году интерес к жанру вернулся в прокат. Теперь упор делают на экранизации советской литературы. Весной на экраны выходила драма «В списках не значился». Сборы составили 655 млн. руб. в кинотеатрах.
Действие нового фильма «Август» довольно точно следует оригинальному роману, хотя какие-то изменения для художественных целей обнаружить будет можно. События происходят в августе 1944-го года во время наступления советских войск, которые все приближались к немецкой границе в результате успешного контрнаступления.
Здесь сюжет ограничивает себя рамками лесов Западной Белоруссии, аэродромом и небольшим городом Лида, где расположены склады, вокзал, комендатура, т.к. он является логистическим узлом.
Как оказывается, в лесах поблизости размером с Францию укрываются в окружении до 3 тысяч немецких солдат. Не так уж и далеко от них проходит линия фронта, откуда им на помощь немецкая армия может отправить даже бронетанковые войска. Их цель – выбрать удачный момент наступления и захватить логистически важный город, что позволит притормозить или остановить советское наступление.
Для этого готовятся сразу две наступательные группировки, а в лесу размещается отряд диверсантов под кодовым названием «Као» со своей радиостанцией. Он должен подать сигнал о наиболее выгодном моменте для выдвижения. Обслуживает его интересы сразу несколько агентов под прикрытием и в городе, и в войсках.
Главных героев у картины три, и экранное время между ними распределено более-менее равномерно.
Капитан Алехин (Сергей Безруков) делегирован своим командиром Николаем Поляковым (Даниил Воробьев) для полевой работы и поиска группы шпионов в лесу. В его маленький отряд входят старший лейтенант Евгений Таманцев (Никита Кологривый) и случайный попутчик, проезжавший мимо младший офицер сухопутных войск Андрей Блинов (Павел Табаков), которого перевели в отряд Алехина за неимением других кандидатов.
Каждый из этих персонажей на протяжении фильма рассказывает зрителям свою историю. Всегда уверенный в себе, невозмутимый, рассудительный Алехин втайне страдает от того, что не находит времени увидеться с семьей и помочь больной дочери.
Таманцева мучают ночные кошмары и воспоминания о матери, от чего по ночам он кричит, пугая окружающих. Блинов для них становится новичком, которому быстро придется освоить основы розыскной деятельности. При этом у него не всегда получается действовать скрытно из-за нехватки опыта и знаний, а его импульсивность может иногда навредить больше, чем помочь.
Чуть больше половины фильма все герои ищут диверсантов в лесу с радиостанцией. Для этого им необходимо разоблачить сразу несколько агентов в городе, и происходящее напоминает даже детективный триллер. Вражескими шпионами оказываются то пожилая женщина, то коллаборационисты.
Здесь надо отметить, что создатели проделали большую работу, чтобы познакомить зрителей за 138 минут хронометража с техникой работы «СМЕРШа», когда подозревать нужно всех и каждого, включая, в особенности, офицеров, уделяя внимание мелким деталям. В одной из сцен Таманцев проводит мини-лекцию о приемах диверсантов в лесу, показывая, как можно обнаружить их перемещения, к примеру, по царапине на дереве от антенны радиостанции.
В ход идут записки в черством хлебе, использование домов местных крестьян и даже мелких воришек, которые пытаются менять армейский керосин на продовольствие.
Необычным моментом картины является то, что сразу нескольких диверсантов, злодеев, воришек исполняют не менее известные российские актеры. В одной из наиболее удачных стартовых сцен в прологе Алехин раскрывает трех шпионов под прикрытием офицерской машины, документов и даже ребенка, перевозивших свежий тираж советских удостоверений для диверсантов. Исполняют их Иван Колесников (Игорь Фомин) и Вера Шпак (Ольга Фомина).
Как оказалось, если трудоустроить в этих амплуа не привычных малоизвестных европейских актеров с немецким языком, а вполне известных и российских, то они этих персонажей даже при небольшом количестве сцен показывают продуманными и интересными.
Группу городских воришек представляют Илья Малаков (Николаев), Эльдар Калимуллин (Сенцов). При этом Кирилл Кузнецов исполняет представителя комендатуры Игоря Аникушина, который чуть было не сорвал финальную вылазку Алехина в лесу. Водителя группы Алехина по имени Архип сыграл Илья Исаев, а Алексей Вертков показывает уставшего от всего коменданта города, которому проще арестовать всех нарушителей спокойствия, чем разбираться в ситуации.
Одна из лучших и самых важных для картины ролей оказывается у генерал-лейтенанта Егорова (последняя роль Романа Мадянова). В очередной раз известный актер удивит зрителей переволощением в советского полководца, который базируется на аэродроме с небольшим гарнизоном, куда должна обрушиться одна из немецких атак. Небольшии партии также оказались у Ефима Петрунина и Дениса Нурулина.
Другой интересный момент – эпизодическая роль главного злодея, которого разыскивают весь фильм, но на экране ему не позволяют пробыть долго. Роман Васильев сыграл вражеского разведчика Казимира Павловского, у которого даже есть местная возлюбленная Юля Антонюк, которую актриса Тина Стойилкович делает яркой и запоминающейся, несмотря на то, что основная часть актеров фильма – мужчины.
Кульминационный момент в финале, знакомый и по книге, с психологическим приемом воздействия на противника, довольно убедительно и экспрессивно разыгрывает Никита Кологривый, чья энергия на протяжении всего фильма постоянно пытается с экрана дотянуться до зрителей в зале.
Среди достоинств картины – довольно четкий исторический слепок лета 1944-го года. Пока герои ведут свое расследование, вокруг можно увидеть, как жили и воевали советские войска во время большого наступления, которое словно стоит на паузе в ходе фильма, а разведчики активно используют немецкие слова с русским акцентом при каждом удобном случае, превращая их временами в русские поговорки.
По жанру картина все же ближе к детективу или даже триллеру, чем к классической военной драме, т.к. сюжет особо не утяжеляется диалогами, и даже переживания героев показаны штрихами в коротких сценах и монологах. При этом на экране не появляются лишние персонажи.
Помимо небольших сцен перестрелок в фильме имеется и одна более масштабная батальная сцена, во время которой немецкие войска нападают на аэродром, где обороной командует Егоров. С присущим ему талантом Роман Мадянов жестко парирует напоминание адъютанта о том, что высшему командному составу запрещено лично идти в наступление ответом о том, что он будет не наступать, а отбиваться.
Последние сцены актера в большом кино на экране получились яркими и героическими. В них даже больше драматизма, чем в лесной истории самого Алехина. Для последнего авторы не отказали себе в счастливом финале, оставив на пути к нему в жертвах практически всех злодеев и отрицательных персонажей, а также пощадив почти всех, за редкими исключениями, своих главных героев. Второстепенных при этом не особенно жалели.
Довольно неожиданно меняются и финальные аккорды Алехина и Таманцева. Героический поступок капитана стоит ему дара речи и тяжелого ранения, тогда как Таманцеву впервые приходится перехватить роль лидера и завершить задание в свойственной ему жесткой эмоциональной манере, когда нет времени на раздумья. Здесь, конечно, грамотно был проведен кастинг, чтобы зрителям было интересно смотреть на результат.
Визуально фильм использует самые современные наработки кино-графики. К более насыщенной «лесной», но мрачной, колористике добавляются обилие крупных планов, пробежек, эпизодов с участием десятков артистов массовых сцен в городе Лида, а также разного рода пиротехнические эффекты и художественные приемы, подсмотренные в голливудских блокбастерах.
Из недостатков мы бы отметили саундтрек. Героические темы, где звучит даже более современная версия электрогитары, заметно оторвались от своего времени, и с подходящей музыкой для современных российских военных фильмов проблемы сохраняются. Уж слишком иногда их создатели решают уклониться в современные мелодии и звучание, все приближаясь к записи какой-нибудь композиции с модным медийным артистом, которая могла бы не украсить картину, а произвести обратное впечатление при просмотре.
За музыку отвечал молодой композитор Дмитрий Емельянов, однако таких удачных мелодий, как в его же дуэте с Виталием Окороковым для фильма «Любовь Советского Союза», здесь не получилось.
Возможно, где-то следовало бы и перепланировать хореографию экшен-сцен. В некоторых моментах герои начинают напоминать какого-нибудь Джона Уика с пистолетами в обеих руках, что несколько вредит реализму. Как раз здесь, с учетом исторического контекста, лучше было бы смотреть на примеры из советских фильмов, а не пытаться походить на западные боевики.
Таким образом, фильм «Август» – это динамичный военный детектив с элементами драмы по известной книге. Весьма вероятно, что автор оригинального романа и здесь бы нашел, к чему прицепиться, но из плюсов картины: внимание и детализация к менее охваченным фильмами героям разведки – хотя в сериалах историй про диверсантов и охотников на них было немало.
В последние годы фильмы жанра пытались рассказывать о конкретных фронтовых подвигах, сражениях в районе передовой линии, а не в тылу. Конечно же, положительным впечатлениям способствуют достойные актерские работы большинства участников состава вне зависимости от объемов их ролей. Каждый проникся своим персонажем или злодеем, попытавшись показать его зрителям с разных сторон и как-то оправдать в его действиях.
При этом злодейские партии в исполнении известных российских актеров, которые чаще в кино играют положительных персонажей, запоминаются даже не меньше, чем у главных героев. Данная фишка, можно сказать, сработала.
Премьера фильма «Август» в кинотеатрах состоится 25-го сентября 2025-го года.
GS: 7.5/10
Ждем Вас в наших группах: Telegram / ВКонтакте / YouTube / Дзен / Max.
Август
GameScope
Главная
Форум GS
Обновления
В Избранное
Правила Использования
Редакция
О Сайте
Вакансии
Партнерам
Сотрудничество
Источники Информации
Реклама на Сайте
Описание
Типы Объявлений
Цены Размещения
Особые Предложения
Технические Требования
Войти
Регистрация











