492|49.52
623|50.67

«Просто помиловать»

Рецензия

Фильм «Просто помиловать» выходит в прокат 27 февраля 2020 г.

Картина «Просто помиловать» (Just Mercy, 2019) студии Warner Bros. основана на мемуарах настоящего адвоката афроамериканского происхождения – Брайана Стивенсона. Выпускник престижного юридического факультета университета Гарварда взялся на то время, по мнению многих, за неблагодарное занятие, решив помочь с судебной защитой малоимущим, у которых не хватает денег на квалифицированного юриста. Взрослевший в небольшом провинциальном городке Милтон штата Делавэр, он мог не один год наблюдать за тяжелым положением и расовой дискриминацией. На американском Юге в некоторых городах, можно сказать, сохранились обычаи прошлых столетий, богатых для региона рабовладельческим строем. Хотя крепостное право в США отменили давно, целые поколения продолжали мыслить и действовать, как их далекие предки. Когда Брайану Стивенсону было всего 16 лет, его дедушка погиб в результате ограбления. Тем не менее, пожизненные сроки его убийцам вполне устроили будущего знаменитого адвоката. Он всегда любил говорить, что искупление считает важнее мести. За довольно непростой по сюжетной структуре байопик взялся режиссер Дестин Креттон, который вырос на Гавайях, где подобные проблемы стояли не столь остро. Социальные драмы очень давно привлекали Дестина. Более того, он открыл миру актерский талант Бри Ларсон, пригласив ее в полнометражный ремейк истории «Короткий срок 12». Уже несколько лет спустя для Бри открылись поистине широкие горизонты, когда ей предложили роль Капитана Марвел во вселенной «Мстителей», в которой ей предстоит работать еще не один год.

Сюжетная основа ставит в центр повествования главное дело Брайана Стивенсона (Майкл Б. Джордан), связанное с попыткой добиться отмены смертной казни и осуждения вообще для простого афроамериканца-трудяги по имени Уолтер Макмиллиан (Джейми Фокс), которого в общине прозвали просто «Джонни Ди». Тот 1-го ноября 1986-го года оказался замешан в преступлении, к которому не имел никакого отношения, когда на территории химчистки была убита 18-летняя белая девушка – Ронда Моррисон. Настоящего убийцу так и не нашли, но взамен Уолтер был несправедливо обвинен при отсутствии вещественных улик на основании лишь показаний пары свидетелей, которые те, как стало известно позднее, дали под давлением местной полиции, а ей тогда и аж до 2019-го года руководил шериф Тейт (Майкл Хардинг). Видимо, на тот период властям округа нужно было как можно скорее добиться осуждения кого-нибудь подходящего для большинства общественности, и Уолтер Макмиллиан оказался нужной кандидатурой. Позднее даже один из его адвокатов отметил, что после супружеской измены Уолтера он и вовсе выглядел как лицо, способное на убийство. Другими словами, травля Макмиллиана, пока тот сидел в камере окружной тюрьмы в ожидании смертной казни, длилась не один год. Окружной суд поддерживал местные власти, а вышестоящая инстанция за пределами штата отменяла его решения по делу, изучив неопровержимые доказательства и даже отзыв своих показаний главным свидетелем. О чем картина почему-то умолчала, так это о том, что после того, как 2-го марта 1993-го года с Уолтера Макмиллиана сняли все обвинения, что поддержал и местный прокурор Томми Чапмэн (Рэйф Сполл), адвокат Брайан Стивенсон решил засудить следователей и самого шерифа Тейта. Выяснилось, впрочем, что с шерифа округа нельзя взыскивать моральный ущерб за излишнее рвение в работе. Почти 10 лет спустя в этом же штате Алабама все-таки приняли закон о компенсации несправедливо осужденным, но дело против полицейских прекратили, поскольку те уладили все претензии с Макмиллианом за закрытыми дверями.

Драма «Просто помиловать» берет свое начало вскоре после окончания Брайаном Стивенсоном своего обучения. Он убеждает мать, что, желая защищать приговоренных к смерти бедных афроамериканцев, таким образом борется за восстановление справедливости. Созданная им контора «Объединение равного правосудия» помогла не только Уолтеру Макмиллиану, но и другим несправедливо обвиненным избежать высшей меры наказания, хотя спасти Стивенсону удалось не всех, а больше тех, против кого дела явно были наспех сфабрикованы на волне общественной поддержки и дискриминации по расовым признакам. В картине можно проследить самые разные знаковые моменты карьеры Стивенсона, узнать, как нелегко ему было начинать, когда в обход юридических правил обыскивали на входе в тюрьму, и когда даже смертники не хотели доверять ему свою судьбу после неудачного опыта общения с другими адвокатами, убеждавшими их просто взять на себя всю вину и надеяться на лучшее. Большую помощь команде молодого адвоката оказала активистка Ева Энсли (Бри Ларсон), и Бри очень хороша в этой роли, уже имея необходимый опыт воплощения подобных персонажей. Она готова работать за идею и бесплатно, хотя в какие-то моменты всерьез опасается за семью, ведь на старте деятельности коллективу Брайана поступали угрозы от местных жителей, но это сюжетное ответвление байопик довольно быстро забрасывает, чтобы не оказаться на территории домыслов. В экранизации нашли отображение успех идеи адвоката придать происходящее огласке через популярную программу «60 минут», эмоциональные метания прокурора Томми Чапмэна, прошлое которого на должности государственного защитника все-таки, в итоге, победило его темную сторону, хотя он и отказался признавать, что Уолтера Макмиллиана оклеветали намеренно, а лишь посчитал, что по ошибке.

Темы, всколыхнувшие целые штаты, чуть более, чем три десятилетия назад, по-прежнему, не теряют актуальности. Уже в наши дни в Нью-Йорке получила известность полицейская программа Stop and Frisk, когда обыскам полицейские на улице могли подвергнуть любого гражданина, но большинство из выбираемых ими оказывались афроамериканцами, хотя и доля расовых преступлений с ними была высокой, но все же дела, подобные тем, за которые брался Брайан Стивенсон, в какой-то мере переломили общественное мнение в пользу осуждения подобных инициатив. В фильме адвокату приходится особенно нелегко лицезреть свою первую смертную казнь для бывшего военного Герберта Ричардсона (Роб Морган), которого ему не удалось отстоять из-за тяжести совершенно тем преступления. Немало усилий Брайан тратит на то, чтобы убедить основного свидетеля обвинения, уголовника Ральфа Майерса (Тим Блейк Нельсон), признаться в лжи под присягой. Однако американская система правосудия временами работает так странно, что ложью местный судья признает его признание в том, что он соврал во всем на прошлом рассмотрении дела. Вообще, юридических нюансов, пусть, и в более удобной для восприятия форме, чем в судебных телесериалах, здесь довольно много. В отличие от российского кино, где главный герой побеждает иногда просто потому, что он – герой, в данном случае, как и в жизни, персонаж Стивенсона преодолевает одну неудачу за другой, пробует самые разные идеи и, в итоге, формирует непробиваемые аргументы для победы, несмотря на всю силу сопротивления местной системы, не желающей пересматривать приговор. Другие роли здесь исполняли Линдсэй Эйлифф, С.Дж. ЛеБланк, Рон Клинтон Смит, а работу директора по кастингу можно только похвалить. Если Джейми Фокс уже получил номинацию за свою роль второго плана здесь от Гильдии Киноактеров США, то на 3-м и на 4-м плане персонажи выглядят невероятно убедительно, словно они и были теми, кого представляют. Особенно, здесь отличился Хэйес Меркюр в образе молчаливого охранника тюрьмы Джереми, чей герой неожиданно проходит, пожалуй, самый яркий путь сюжетной эволюции, но есть и другие забавные моменты, например, одержимость местными жителями своим музеем в честь известной писательницы Харпер Ли, сочинившей роман «Убить пересмешника», к слову, тематика которого перекликается с сюжетной.

Необычный саундтрек картины «Просто помиловать» записывал давний соратник режиссера Дестина Креттона – Джоэль П. Уэст, работавший с ним и на прошлых проектах. Мягкая оркестровая музыка подчеркивает жесткий контраст между общинами белых и афроамериканцев на примере штата Алабама. Редкие кадры природы сопровождаются соответствующими приятными и спокойными мелодиями. Оператор Бретт Павлак, которого Дестин также повсюду таскает за собой в Голливуде, с умом акцентирует внимание на мелких деталях и крупных планах, позволяя Майкл Б. Джордану проявить себя в одной из своих самых сложных драматических ролей, когда жизнь преподносит его персонажу одну неприятность за другой, он все равно не сдается и идет к намеченной цели. Однако все-таки не Майкл – главная звезда этой картины, а именно Джейми Фокс, и ему удалось ухватить общий срез эмоций заключенного, который без малого около 10-ти лет томился поблизости от электрического стула и мог прекрасно слышать, как одного за другим казнили его сокамерников. Среди недостатков этой адаптации можно отметить несколько завышенное внимание к отношениям между заключенными в тюрьме, а также к сцене казни одного из них, где все, к счастью, кроме самых жестоких секунд, показано в максимальных подробностях, чтобы вызвать бурю чувств у зрителя. Однако несколько небрежный характер постановки этой части сцен приводит к обратному эффекту – желанию поскорее их промотать, чтобы узнать больше о главном – юридических хитростях и идеях Брайана Стивенсона. После премьеры на кинофестивале в Торонто (TIFF) в 2019-м году история уже успела выйти в американский прокат, где собрала немалые для своего жанра 45 млн. долл. США.

Вердикт GameScope

Фильм «Просто помиловать» – это сложная юридическая драма на основе реальных событий с прекрасными актерскими работами и не менее удивительными от исполнителей ролей не столь значимых для основной истории. Режиссеру Дестину Креттону удалось самое главное – передать судебную и социальную атмосферу американского Юга времен 1980-1990-х годов в делах межрасовых конфликтов и преступлений. При этом ему, как со-автору сценария, определенно стоило настоять на включении в сюжет оставшихся за кадром важных решений Брайана Стивенсона в борьбе за тотальную справедливость в деле «Джонни Ди против народа США», но им не нашлось в картине места даже на развернутом эпиграфе финальных титров. Все же крайне приятно, что студия Warner Bros. осталась почти единственной в Голливуде, кто еще выносит подобные проекты на большие экраны, показывая на выбранную тему весьма убедительный слепок определенного исторического периода в те современные годы, когда это творческое направление в кинематографе интересует теперь разве что продюсеров сервиса Netflix.

Ждем Вас в наших группах: Facebook / Twitter / YouTube / ВКонтакте

Трейлер к фильму «Просто помиловать»
(Возрастное ограничение: 18+)


Оценка Фильма от GameScope:

7.5 / 10

Оценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScopeОценка Фильма от GameScope

Наверх

Просто помиловать »1

Just Mercy (2019)
Фильм «Просто помиловать» выходит в прокат 27 февраля 2020 г. Картина «Просто помиловать» (Just Mercy, 2019) студии Warner Bros. основана на мемуарах настоящего адвоката афроамериканского происхождения – Брайана Стивенсона. Выпускник престижного... Далее »

Кино » 1

Just Mercy (2019)
Фильм «Просто помиловать» выходит в прокат 27 февраля 2020 г. Картина «Просто помиловать» (Just Mercy, 2019) студии Warner Bros. основана на мемуарах настоящего адвоката афроамериканского происхождения – Брайана Стивенсона. Выпускник престижного... Далее »

Новости » 1

Just Mercy (2019)
Фильм «Просто помиловать» выходит в прокат 27 февраля 2020 г. Картина «Просто помиловать» (Just Mercy, 2019) студии Warner Bros. основана на мемуарах настоящего адвоката афроамериканского происхождения – Брайана Стивенсона. Выпускник престижного... Далее »

Рецензия » 1

Just Mercy (2019)
Фильм «Просто помиловать» выходит в прокат 27 февраля 2020 г. Картина «Просто помиловать» (Just Mercy, 2019) студии Warner Bros. основана на мемуарах настоящего адвоката афроамериканского происхождения – Брайана Стивенсона. Выпускник престижного... Далее »
GameScope * Новости * Превью * Рецензии * Интервью * Репортажи * Кино * Премьеры * Игры * PC * Xbox 360 * PlayStation 3
845|51.16
968|51.55
Топ Недели: Наверх
1024|51.72